Совершенствования системы управления, обслуживания и эксплуатации многоквартирными домами» Ленинградской области

Основание разработки Программы:

  • Жилищный Кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";
  • Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
  • Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
  • "ГОСТ Р 53778-2010. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния";
  • ГОСТ 30494-96 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях";
  • Реконструкция и модернизация жилищного фонда, методическое пособие; 
  • СТО РААСН 01-2007, МОСКВА, 2007 год;
  • СТО 00043363-01-2008, Реконструкция и модернизация жилищного фонда;
  • Организация строительного производства. Капитальный ремонт. Капитальный ремонт жилых домов без отселения жильцов. Общие технические требования. СТО НОССТРОЙ 3.1-2011;
  • Руководство по проведению модернизации и реконструкции жилых зданий с проведением капитального ремонта;
  • Методические рекомендации «Определение порядка подготовки и проведения реконструкции и капитального ремонта в жилых зданиях МО»; 
  • Приказ Минрегиона РФ от 01.06.2007 N 45 "Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома";
  • Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О теплоснабжении";
  • Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (ред. от 06.02.2012) "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 29.07.2010) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам");
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 (ред. от 27.12.2010) "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" (вместе с "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы";
  • "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004";
  • Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
  • Приказ Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения";
  •  Приказ Госстроя РФ от 09.12.1999 N 139 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда";
  • "Правила учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936);
  • Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 04 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»;
  • Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ  "О защите конкуренции";
  • Совместно с Координатором Программы «Фонд Институт Экономики Города» разрабатываются дополнительное нормативные документы необходимые при реализации Программы, ряд таких документов будет предложено местным органам управления для принятия в их муниципальных образованиях;
  • Иные правовые акты Российской Федерации, правила и стандартов организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД.

Разработчик Программы: Национальный фонд развития ЖКХ  

  • Администрация  Ленинградской области;
  • Организации в сфере управления эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом общего имущества многоквартирных домов (управляющие компании, ТСЖ ЖСК и иные жилищные кооперативы). 

Место реализации Программы: Ленинградская область

Период реализации Программы: 2013 – 2020 г.г.

Партнёры Программы: 

  • Общественный Совет по жилищной политике и ЖКХ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
  • Национальный фонд развития ЖКХ;  
  • Ассоциация некоммерческих организаций по внедрению механизма саморегулирования;
  • Некоммерческое партнерство “Ленинградское объединение  предприятий ЖКХ и управляющих компаний ”; 
  • Ассоциация ТСЖ  Ленинградской области.

Координация Программы: Координация Программы осуществляется при поддержке и участии  Администрации  Ленинградской области

Цели Программы:

  • инвентаризация жилого фонда  Ленинградской области;
  • постановка и ранжирование по приоритету всех МКД для проведения капитальных ремонтов;
  • постановка модели финансирования проведения капитальных ремонтов и реконструкций МКД  Ленинградской области; 
  • создание регионального интегратора учета всех энергоносителей  Ленинградской области;
  • обеспечение всех МКД приборами учета, контроля и регулирования всех энергоносителей;
  • повышение эффективности системы управления  в сфере управления, содержанием и ремонтом общего имущества МКД;
  • формирование конкурентной среды;
  • повышение профессиональной ответственности  организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД и её членов - организаций занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества многоквартирных домов;
  • формирование профессиональных Правил и Стандартов саморегулируемых организаций, направленные на   совершенствование системы управления, обслуживания и ремонтом общего имущества многоквартирных домов (МКД) в   Ленинградской области;
  • создание прозрачных, понятных и доверительных отношений между Собственниками жилья и организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД;
  • объединение ресурсов экспертных организаций и профессиональных Объединений   Ленинградской области;
  • реализация комплексных Программ и мероприятий, разработанных совместно с экспертными и профессиональными Объединениями;
  • стимулирование энерго и ресурсосбережения;
  • совершенствование системы страхования профессиональной ответственности организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД;
  • обеспечение баланса цены и качества жилищно-коммунальных услуг;  
  • придания данной Программе статуса Пилотного проекта, положительные примеры которой создадут необходимую платформу, станут  начальной точкой для реализации аналогичных проектов в других районах   Ленинградской области.

Задачи Программы:

  • создания демократических доверительных отношений среди Собственников жилых помещений МКД;
  • достижения понимания между Собственниками бремени их ответственности за общую/совместную собственность МКД и на этой основе формирования Собственниками полноценного / осознанного заказа на комплекс работ/услуг выполняемых организаций занимающихся управлением, обслуживанием и эксплуатацией МКД за средства Собственников;
  • расширение круга организаций занимающихся управлением, обслуживанием и эксплуатацией МКД заинтересованных в реализации Программы в МКД, где выполняют работы по управлению, обслуживанию и эксплуатации МКД;
  • разработать и реализовать эффективную программу ресурсосбережения в МКД;
  • разработать и внедрить инвентаризацию МКД  в  Ленинградской области;
  • разработать новые формы договорных отношений с собственниками помещений на оказание ЖКУ с указанием объемов, качества и платы за конкретный период;
  • обеспечить постепенный переход от аварийно-восстановительного к планово-предупредительному ремонту, профилактике капитального ремонта;
  • разработать и внедрить, в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 N 45 "Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома", порядок заполнения, ведения и хранения Инструкции;
  • разработать и внедрить порядок обследования МКД и его инженерных систем;
  • создать в   Ленинградской области «Региональный Центр мониторинга и управления коммунальными ресурсами многоквартирных домов» для получения количественных и качественных характеристик энергоресурсов в каждом МКД в оперативном режиме;
  • разработать Программу Стандартизации, Правил и Рекомендаций  организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД;
  • совместно с  организациями, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД  строителей, лифтовых организаций, производителей и поставщиков строительных материалов и изделий и др. профессиональными объединениями   Ленинградской области создать систему взаимодействия с экспертными организациями;
  • совместно с  Администрацией  Ленинградской области  и РСО разработать эффективные системы расчётов за ЖКУ на основе обеспечения взаимосвязи между уровнем оплаты и качеством ЖКУ на основе стандартов качества;
  • регулярно проводить обучающие семинары и мастер-классы для специалистов организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и эксплуатацией МКД, РСО и Администраций   Ленинградской области;
  • внедрить систему сертификации специалистов и работ организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД, РСО и Администраций   Ленинградской области;  
  • способствовать заключению Договоров, их изменению с ресурсоснабжающими организациями (РСО), в рамках действующего законодательства и нормативно-правовых документов с учётом рекомендаций Собственников и  организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД;
  • создать инвестиционно-привлекательные условия направленные на привлечение финансовых инструментов по внедрению энергосберегающих мероприятий и проведение капитальных работ на МКД. 

Целевая группа (группы):

  • Администрация   Ленинградской области;
  • Организации, занимающихся управлением эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД   Ленинградской области;
  • Собственники жилых помещений;
  • Советы дома;
  • Ресурсоснабжающие организации  (РСО).

Мероприятия Программы

В рамках данной Программы разработаны и реализуются следующие мероприятия: 

Программа «Совет дома» - целью данной программы является информирование Собственников об их правах и обязанностях, помощь по созданию Совета дома и в выборе Председателя, создание демократических отношений между собственниками МКД, формирование Собственниками заказа для организаций занимающихся управлением, обслуживанием и эксплуатацией МКД и осуществление эффективного контроля за качеством и объёмом выполняемых работ, создание механизма взаимодействия Собственников с  организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД. 

Разработан примерный (рекомендуемый) Перечень работ/услуг, которые организации занимающихся управлением, обслуживанием и эксплуатацией МКД обязаны, должны и может выполнять при выполнении работ/услуг для обеспечения безопасности зданий, управлении, обслуживании и эксплуатации МКД. Данный Перечень рекомендуется при определении/формировании заказа со стороны Собственников (Советов дома) заключая Договор с организациями занимающихся управлением, обслуживанием и эксплуатацией МКД.

Разработан Типовой Договор управления и обслуживания МКД. Применение данного договора позволяет учесть как пожелания Собственников, так и предложить от организаций занимающихся управлением, обслуживанием и эксплуатацией МКД полный перечень работ/услуг выполнение которого обеспечит комфортное и безопасное проживание в МКД, надлежащее обслуживание МКД и его инженерных систем обеспечивающих безопасное проживание и сохранность имущества. В Договоре учтены и регулируются многие спорные вопросы, которые возникали и возникают при управлении и обслуживании МКД.

В рамках  организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД:

  • проведение работ по сертификации работ и услуг, создание Экспертно-Сервисного Центра по контролю и оценке  соответствия качества жилищных и коммунальных услуг;
  • при взаимодействии с экспертами, разработка Рекомендаций для  организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД, направленные на совершенствование системы управления, содержания и ремонта общего имущества МКД. 
  • разработка Правил и Стандартов  организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД направленных на повышение качества выполняемых организациями, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД работ/услуг, повышение платёжной дисциплины, проведение работ и мероприятий, направленных на снижение энергопотерь и повышение энергоэффективности работы оборудования. 

Ожидаемые результаты

 

  • рост управленческого потенциала организаций занимающихся управлением, обслуживанием и  ремонтом общего имущества МКД и их взаимодействия с экспертными организациями и профессиональными Объединениями в составе  организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД;
  • получение и накопление знаний и опыта участниками Программы;
  • повышение качества выполняемых организациями занимающихся управлением, обслуживанием и эксплуатацией МКД. работ/услуг;
  • привлечение экспертного сообщества при решении технически сложных вопросов, обследования и обслуживания МКД и его инженерных систем;
  • формирование доверительных отношений между Собственниками и организациями занимающихся управлением, обслуживанием и эксплуатацией МКД;
  • совершенствование системы оплаты за ЖКУ;
  • развитие и совершенствование механизмов страхования профессиональной ответственности организаций занимающихся управлением, обслуживанием и эксплуатацией МКД – организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД; 
  • создание системы Стандартов и Правил  организаций, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД направленных на повышение качества и безопасности оказываемых  организациями, занимающихся управлением, обслуживанием и ремонтом общего имущества МКД услуг/работ при управлении, обслуживании и  ремонте общего имущества МКД ;
  • формирование инвестиционно-привлекательного рынка жилой недвижимости, внедрение новых финансовых механизмов, которые позволяют внедрять современные энергетические решения и создание эффективного механизма финансирования работ капитального ремонта МКД;
  • создание пилотных проектов демонстрирующих явные преимущества участников принявших решение участия в данной Программе;
  • проведение оценки результатов (промежуточных результатов) Программы;
  • разработка планов распространения положительных результатов Проекта в других районах   Ленинградской области.